Painter-Sergey-Chaikun

«Выпускник Московского Архитектурного института 1977 года, член МОСХ и Международного художественного фонда, Сергей Чайкун — разносторонний художник, чувствующий себя свободно и уверенно в разных стилях. Он известен, в том числе, и как художник-иллюстратор: среди более чем 100 проиллюстрированных им книг произведения таких великих авторов, как Шекспир, Гоголь, Сартр, Фицджеральд, Гофман, Томас Манн, Андерсен, Павич и другие.

За более чем 30-летнюю творческую жизнь Сергей Чайкун сотрудничал с известными московскими издательствами «АПН», «Правда», «АСТ», «Оникс», «Вагриус», популярными журналами в Москве и за рубежом. По заказу издательства «Vita Nova» он сделал цикл иллюстраций к произведениям Шекспира. Так, в свет вышла книга «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» с 38 иллюстрациями художника, а недавно была завершена работа над «Сонетами» (26 иллюстраций).

Нельзя не отметить иллюстрации Чайкуна к «Мертвым душам» Гоголя — подарочному изданию, приуроченному к 200-летию Н.В. Гоголя в 2009 году (по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ). Это великолепные полноразмерные иллюстрации-картины, выполненные маслом на холсте (25 иллюстраций).

Хотелось бы особо выделить графические работы Сергея Чайкуна, выполненные в уникальной авторской технике рисунка анилиновыми красками на фотобумаге: в 2000 году на его персональной выставке во Дворце Наций ООН в Женеве они вызвали живой интерес как у специалистов, так и у любителей изобразительного искусства.

Графика и станковая живопись Сергея Чайкуна выставлялась в России, США, Швейцарии, Испании, Германии, Японии, Турции. Кстати, одна из его живописных работ «Источник горизонта» вошла в постоянную экспозицию Дворца Наций ООН.

Широта художественного взгляда и умение дать возможность зрителю взглянуть на происходящее с разных «ракурсов» уходит корнями в архитектурное образование Сергея Чайкуна. Гости его выставок нередко отмечали, что они как – будто побывали на выставке не одного, а сразу нескольких художников.

Работы Сергея Чайкуна находятся в частных коллекциях и галереях России, Украины, Англии, США, Швейцарии, Испании, Германии, Японии».

Из буклета выставки работ Сергея Чайкуна в ЦДА,
Москва, октябрь — ноябрь 2014 г.

Sergey-Chaikun-01

«В страстных, подчас неистовых и в то же время гармоничных иллюстрациях Сергея Чайкуна к сонетам Уильяма Шекспира нашли творческое воплощение его размышления о психологической глубине и художественном совершенстве стихов великого драматурга. «В сонетах Шекспира меня поражает накал страстей, тончайшая передача оттенков чувств, высочайшая искренность и художественность изображения. Иллюстрирование шекспировских сонетов — наслаждение для художника. В своих работах я постарался передать мое восхищение Шекспиром и искреннюю любовь к той картине мира, которую создал гениальный поэт!» — говорит художник.

Персональные выставки Сергея Чайкуна состоялись в Российском фонде культуры, Центральном доме журналиста, галерее «Асти», Центральном доме архитектора, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино, во Дворце наций ООН (Женева, Швейцария, 2000), где одна из живописных работ, «Источник горизонта», была отобрана Выставочным комитетом для постоянной экспозиции, в галерее «Finе Art Vision» (Сиэтл, США, 2003). Графические и живописные работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России, Англии, США, Швейцарии, Испании, Японии, Украины».

В. Г. Зартайский, главный редактор издательства Vita Nova

Sergey Chaikun was one of the leading illustrators in the USSR (Russia) prior to the Perestroika, when the state-owned publishing industry was transferred to private hands. Chaikun’s works are highly intellectual. Depth, openness, tragic mood, internal light and an acute sense of the truth—all those qualities attributed to the elitarian art and all that distinguish him as a phenomenal contemporary artist.

Chaikun communicates with the audience in delicate, enigmatic and mysterious manner. His illustrations reflect the main idea of the text, its internal tension and tunes up the imagination of the reader. Every new book is like an undiscovered planet for the artist where he reveals new feelings through innovative artistic images. The first impression of his works is unexpectedness of his creative imagination, though, as a rule, he uses classical forms to depict an object. His works have been done in paradoxical, complicated and phantasmagoric style, they defined by scrupulous details and sharp individuality. Chaikun’s famous book illustrations for E.T.A. Hoffmann, Thomas Mann and Scott Fitzgerald are seen as independent philosophical pictures.

The artist combines traditional techniques such as oil on canvas, watercolor and collage with a very rare one — aniline on photo paper. This allows combine laconic and picturesque manner with easiness and transparency, the richness of colors and their tender sensuality with a complicated manner of execution.

Chaikun’s works are held in public and private collections worldwide. The work “Origin of the Horizon” (80х60 cm, oil on canvas) is acquired by the United Nations in 2000 after a personal exposition at the Palace of Nations, UN in Geneva Switzerland. The Japanese Cartoon Museum bought his works in 1991. Chaikun’s works have been successfully exhibited in Europe, Japan and USA.

FineArtVision Gallery, USA

«… Живопись Сергея Чайкуна справедливо трактуется критиками как сюрреалистическая. Но и в живописи художник предпочитает искать свои горизонты, не повторяя уже наработанные алгоритмы великими Дали, Магриттом, Танги. Изысканность таких его полотен как «Горовиц» и «Окно» сменяется эпичностью «Истории посевов» (парафраз «Трех богатырей»), а ее, в свою очередь, сменяет философичность образов Гоголя и Николая II. В живописи Сергей Чайкун как бы ставит себя на место писателя: каждое полотно становится рассказом или романом, написанным воображением художника, и каждая деталь порой играет роль отдельной главы, а композиция в целом создает интригу повествования. Это повествование притягивает зрителя, заставляет его душу и его зрение работать в попытке расшифровать значения образов-метафор, далеко не сразу осваивая язык художника, логику его мышления, душевный настрой и мелодику цвета.Но кто сказал, что искусство надо заглатывать целиком и сразу? «Умная» живопись – гимнастика души для всех, кто неравнодушен к искусству. Мы уверены, что равнодушных на выставках Сергея Чайкуна не будет никогда».

Натэлла Войскунская, искусствовед,
ответственный секретарь журнала «Третьяковская галерея», галерея АСТИ

Художник Сергей Чайкун

«В творчестве московского художника Сергея Чайкуна получили особую интерпретацию различные традиции отечественного и зарубежного искусства. Долгое время он был всецело поглощен работой в книжной графике, отдавая предпочтение иллюстрированию классики европейской и американской литературы. Однако круг его интересов изначально был значительно шире и не ограничивался только графикой.Обладая удивительными способностями рисовальщика, профессиональной культурой и романтическим складом натуры, Сергей Чайкун выступает как полноценный автор великих мастеров пера, поэтов и прозаиков. Опыт предшественников художник, со свойственной ему изобретательность, творчески проецирует на сегодняшнюю реальность, проводя сложные параллели, вызывающие в воображении зрителя неоднозначные чувства и ассоциации. Его черно-белая и цветная графика, благодаря новым техническим приемам и используемым материалам, приобретает удивительные выразительные качества. Пространство и время в работах мастера особым образом акцентируют главные сюжетно-смысловые интонации и ходы, мотивации поведения литературных героев, высвечивая основы образной драматургии под собственным углом зрения.

В начале 2000-х годов Сергей Чайкун в течение нескольких месяцев жил в США, что, несомненно, отразилось на характере его произведений, повлияло на понимание актуальности в искусстве, на расширение спектра художественного поиска.

В работах мастера есть то, что сближает его восприятие «американской мечты» с творческим наследием замечательных живописцев США – Эдварда Хоппера и Эндрю Уайета. Он органично впитывает новые идеи, трансформирует их согласно своей концепции искусства, своему представлению о художественном образе и его исторической жизни».

Александр Иванович Рожин, искусствовед,
действительный член(академик) Росссийской академии художеств,Член Президиума РАХ


БИОГРАФИЯ

Сергей Чайкун
Художник
Член МОСХ и Международного Художественного Фонда

Родился 5 июня 1954 года в Москве.

В 1971 году после окончания Московской средней школы поступил в Московский Архитектурный институт.

После окончания МАРХИ с 1977 по 1978 гг. работал архитектором в «Моспроекте-1» ГЛАВАПУ.

1978 – 1981 гг. старший художественный редактор Издательства Агентства печати Новости (АПН).

1981 – 1985 гг. внештатный художник Издательства АПН.

1985 г. – по настоящее время – свободный художник.

1999 г. – выпустил первый каталог своих графических и живописных работ.

2000 г. – персональная выставка во Дворце Наций ООН в Женеве. Было представлено 80 работ.

с 2000 – года одна из работ («Источник горизонта») выбрана для постоянной экспозиции во Дворце наций ООН, Женева.

2003 – 2004 гг. вошел в состав художников, представленных в каталоге «Искусство России 2004 г.», Издательство «Сканрус», Москва.

2004 г. – вошел в состав художников, представленных в каталоге «Реализм ХХI Века. Живопись», Издательство «Сканрус», Москва.

2004 г. – публикация в журнале «Третьяковская Галерея» N4, 2004 г.

2004 – 2005 гг. – вошел в состав художников, представленных в каталоге «Искусство России 2005 г.», Издательство «Сканрус», Москва.

2005-2006 г. – постоянная экспозиция живописных работ в галерее «Новый салон», Санкт-Петербург.

2007 — 2009 гг. — работа над серией иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

2010-2013 гг. – работа над серией иллюстраций к произведениям Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Сонеты» (всего 64 иллюстрации)

Все эти годы сотрудничает с издательствами и редакциями журналов Москвы: издательством АПН, «Правда», «Вагриус», «АСТ», «Оникс», «Бослен» и др.

Графические и живописные работы находятся в частных коллекциях и галереях России, Англии, США, Швейцарии, Испании, Японии, Украины, Колумбии, Германии.


Персональные выставки:

2000 г. – персональная выставка во Дворце Наций ООН в Женеве. Было представлено 80
работ.

С 2000 г. – года одна из работ («Источник горизонта») оставлена для постоянной экспозиции во
Дворце наций ООН, Женева.

2003 г. – персональная выставка в галерее «Fine Art Vision», Сиэтл, США.

2004 г. – персональная выставка в галерее АСТИ, Москва.

2005 г. – персональная выставка в Российском Фонде Культуры, Москва. Акция дарения Фонду
живописной работы «Гоголь».

2005 г. – персональная выставка в галерее АСТИ, Москва.

2005 г. – персональная выставка в Московском Доме Журналиста.

2005-2006 г. – персональная выставка и постоянная экспозиция живописных работ в галерее
«Новый салон» в течение года, Санкт-Петербург.

2009 г. — презентация коллекционного подарочного издания Н.В.Гоголя «Мертвые души», Музей истории
Москвы, Москва.

2010 г. – персональная выставка в помещении группы компаний «Ланит», Москва.

2013 г. – персональная выставка в Центральном Доме Архитектора, Москва.

2014 г. – персональная выставка в Библиотеке иностранной литературы «Шекспир: материя открытий»,
Москва.

2015 г. — персональная выставка и презентация иллюстраций к коллекционным изданиям Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», «Сонеты» Издательства «Вита Нова» в Библиотеке искусств имени Боголюбова, Москва.
— 10 работ с 2015 года находятся в Музее иллюстраций издательства «Вита Нова».

2016 г. – персональная выставка в Доме кино Союза кинематографистов.

2016 г. – персональная выставка в Культурном центре Библиотеки им. А.П. Чехова.

2016 г. – персональная выставка в филиале Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, (дом-музей М.Н. Ермоловой).

2017 г. — персональная выставка в общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса».

2017 г. — персональная выставка в клубе-галерее «Крылатский орнамент»


Участие в выставках:

1990 г. – участие (14 работ) в выставке советской карикатуры, Германия, Кассель.

1991 г. – участие в выставке в Горкоме художников-графиков, Москва.

1991 г. – участие в выставке в Библиотеке иностранной литературы, Москва.

2001 г. – участие в «Artexpo – 2001» в Сан-Франциско, Калифорния, США.

2002 г. — Монтрё, Швейцария (галлерея Zabbelli).

2002 г. – участие в выставке, посвященной 10-летию издательства «Вагриус», Москва.

2003 г. – участие в выставке, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. Москва, администрация президента

РФ.

2004 г. – участие в выставке русского портрета, организованной Международным художественным фондом, в

Доме правительства РФ, Москва.

2004 г. – участие в выставке в галерее Киселевой «Тверская.9», Москва.

2004 г. – участие во II-ой выставке-конкурсе им. В.Попкова, организованной Международным художественным

фондом и Московским объединением художников МХФ. Получение 1-й премии в номинации «Портрет» за

портрет Горовица.

2005 г. – участие в выставках в культурных центрах Украины и Израиля, Москва.

2005 г. – участие в выставке, посвященной 200-лению Г.-Х. Андерсена в литературном музее им. А.С.Пушкина,

Москва.

2007 г., 2009 г., 2013 гг.  — участие в выставке «Художник и книга» секции «Книжная графика» МОСХ.

2007 — 2009 гг. — работа над серией иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2009 г. — участие в выставке «Художник и книга» секции «Книжная графика» МОСХ.

2009 г. — участие в межвыставочном проекте «Гоголь и его наследие. Путешествие во времени», Музей истории

Москвы, Москва.

2010 – 2013 гг. – работа над серией иллюстраций к произведениям Уильяма Шекспира.

2017 г. — участие в выставке «Бурлюк — бурлеск» в галерее «На Каширке».